ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол №
от «Л<» -// 20*2/г.
ОУ детского сада № 10
И.В.Яремчук
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке разработки и утверждения
адаптированной образовательной программы
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
детского сада №10 г. Нижние Серги
1. Общие положения.
1.1 Настоящее положение о порядке разработки и утверждения адаптированных
образовательных программ (далее - АОП) и адаптированных основных образовательных
программ (далее - АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов (далее - дети с ОВЗ) Муниципального казенного дошкольного образовательного
учреждения
детского сада №10 г. Нижние Серги (далее - учреждение) разработано в
соответствии:
- со статьей 55 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012;
- с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №
1155 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (п. 1.3);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования,
утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. №
2;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28.
- с Уставом Учреждения;
- с Основной образовательной программой Учреждения.
Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения АОП/АООП
учреждения.
1.2. АОП - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.3. АООП - это основная образовательная программа, адаптированная для обучения группы
лиц с ОВЗ, относящихся к одной категории лиц с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.4. АООП/АОП призваны обеспечить гарантии в получении воспитанниками учреждения
обязательного минимума дошкольного образования в соответствии с психофизическими
особенностями и возможностями, особыми образовательными потребностями.
1.5. АОП разрабатывается группой педагогических работников в соответствии с
особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ, на основании заключения
территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК), с учетом
рекомендаций ТПМПК, заявления родителей (законных представителей) на разработку
программы, согласия родителей (законных представителей на психолого-педагогическое
сопровождение педагога-психолога и учителя-логопеда, индивидуальной программы
реабилитации инвалида и рассматривается на заседании психолого-педагогического
консилиума учреждения, родители (законные представители) воспитанника с ОВЗ
знакомятся с АОП, утверждается заведующим учреждения.
1.5 При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией
содержания
Программы;
формулируются
цели;
определяются
задачи,
конкретизирующие цель; определяется содержание. Особое внимание при
проектировании содержания следует уделить:
— описанию тех способов и приемов, посредством которых дети с ОВЗ будут
осваивать содержание образования;
— планированию форм работы по реализации АОП;
— планированию участия в реализации АОП различных специалистов (учителялогопеда, воспитателей, педагога-психолога, и др.);
— включению в реализацию АОП родителей (законных представителей) ребенка с
ОВЗ или группы детей с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
1.8. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на образование по АОП принимается на основании
Приказа О переводе на обучение по адаптированной программе.
1.9. Положение об АОП вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении
данного Положения» и действует до внесения изменений или до принятия новой
редакции.
2 Порядок разработки адаптированной образовательной программы.
2.1. Основанием для разработки АОП является: на основании заключения ТПМПК при наличии
статуса у воспитанника «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья», с учетом
рекомендаций ТПМПК, заявления родителей (законных представителей) на разработку
программы, согласия родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое
сопровождение педагога-психолога и
учителя-логопеда, индивидуальной программы
реабилитации инвалида.
2.2. Программа разрабатывается на основании рекомендаций ПМПК
2.3. При предоставлении родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ заключения
ПМПК, в котором указана необходимость реализации АОП, родители (законные
представители) пишут заявление о согласии на обучение ребенка по АОП (Приложение 1).
После этого, в течение 2 недель проводится входная диагностика ребенка специалистами.
2.4. Входная диагностика проводится с целью уточнения рекомендаций ТПМПК. Если с момента
плановой диагностики ребенка прошло менее 3 месяцев, входная диагностика не проводится.
2.5. Результаты диагностики обсуждаются на психолого-педагогическом консилиуме (далее -111 1 к),
на котором к рекомендациям ТПМПК возможно добавить уточнения по сопровождению
ребенка с ОВЗ (добавить кадровые и средовые условия реализации АОП).
2.6. Воспитатели, во время диагностики, исходя из особенностей ребенка, определяют, в освоение
каких образовательных областей ребенку необходима помощь.
2.7. Проект АОП разрабатывается в соответствии с настоящим положением рабочей группой,
включающей педагогов ДОУ, определенных ППк и закрепленных приказом заведующего ДОУ.
В разработке и реализации АОП обязательное участие принимают специалисты ДОУ,
указанные в заключении ТПМПК, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
2.8. Решением ППк, исходя из ведущего нарушения ребенка и рекомендаций заключения ТПМПК,
назначается ответственный специалист сопровождения: учитель- логопед, педагог-психолог.
2.9. Проект АОП разрабатывается после предоставления родителями (законными представителями)
ребенка заключения ТПМПК, всех необходимых документов: заключения территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии, согласия на обучение ребенка по АОП.
2.10. АОП разрабатывается на учебный год: принимается на заседании психолого-педагогического
консилиума, письменно согласовывается с родителями (законными представителями) ребенка
и утверждается заведующим ДОУ. В период корректировки АОП на новый учебный год (с 1
сентября по 1 октября) обучение ребенка проходит по предыдущей АОП.
2.11. Если родители (законные представители) не согласны на обучение ребенка по АОП, они пишут
отказ (Приложение 2) и обучение ребенка проходит по ООП ДОУ.
2.12. Если в процессе реализации АОП родители (законные представители) отказываются от
обучения ребенка по АОП, они пишут соответствующее заявление и обучение ребенка будет
осуществляться по ООП ДОУ.
2.13. АОП разрабатывается ДОУ на основе примерных адаптированных основных образовательных
программ соответствующих нозологий ДОУ (далее АООП), АООП одобренных Федеральным
учебно-методическим объединением и размещенных на портале fgosreestr.ru:
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с амблиопией и косоглазием;
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с тяжёлыми нарушениями речи;
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования слабовидящих детей;
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования слепых детей;
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с задержкой психического развития;
Примерная адаптированная основная образовательная
программа дошкольного
образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования слабослышащих и позднооглохших детей;
— Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования для глухих детей
2.14 В середине учебного года (январь) проводится промежуточная диагностика для внесения
корректировок в АОП. В конце учебного года (в мае) проводится оценка динамики развития года
ребенка, внесения корректировок в АОП на следующий год. На начало следующего учебного
проводится диагностика для уточнения и изменения рекомендаций, на основании которых
разрабатывается новая АОП на текущий учебный год.
З.Структура адаптированной образовательной программы
3.1. Структура
АОП
должна
соответствовать
требованиям,
предъявляемым
Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) к
содержанию образовательной программы и включает три раздела:
целевой,
содержательный, организационный. Если ребенком осваиваются образовательные области согласно
основной общеобразовательной программе дошкольного образования, в АОП
указываются только ссылки на нее.
3.2. Титульный лист АОП (Приложение №3, 4) содержит:
полное
наименование программы с
указанием
ребенка,
для которого
она разрабатывается;
информацию об образовательной организации;
информацию о том, когда и кем утверждена и рассмотрена программа;
информацию о специалисте, ответственном за разработку (верстку программы);
гриф
ознакомления с
АОП (с
указанием
даты, Ф. И.О. родителя
(законного представителя) ребенка с ОВЗ)
3.3. Целевой раздел состоит из пояснительной записки и планируемых результатов освоения программы,
с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей развития ребенка с ОВЗ, в том
числе детей-инвалидов.
3.4. Пояснительная записка АОП содержит:
общую информацию о ребенке;
указание на примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного
образования, на основе которой разработана АОП;
описание особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ;
психолого-педагогическую характеристику ребенка с ОВЗ;
результаты входного мониторинга возможностей ребенка с выявление сильных его сторон; цели и
задачи реализации программы для ребенка с ОВЗ.
основе этого отслеживаются результаты коррекционной работы для конкретного ребенка.
3.6. Содержательный раздел включает:
описание особенностей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленных во всех пяти образовательных областях, либо в отдельных ОО;
описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АОП с учетом возрастных,
психофизических,
индивидуальных
особенностей,
возможностей
и
интересов,
особых
образовательных потребностей, описание взаимодействия взрослых с детьми;
описание взаимодействия педагогического коллектива с семьей дошкольника;
планы коррекционно-развивающей работы специалистов с ребенком с ОВЗ.
3.7. План коррекционно-развивающей работы специалиста с ребенком с ОВЗ включает: основные задачи
коррекционной работы специалиста с ребенком;
перечень и
содержание индивидуально
ориентированных коррекционных
направлений работы и задачи, способствующих освоению детьми АОП;
учебно-тематическое планирование специалистов;
учебно-тематическое планирование внешнего и внутреннего взаимодействия со специалистами;
планируемые результаты коррекционной работы.
3.8. Организационный раздел включает в себя:
психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ОВЗ;
описание материально-технических условий, необходимых для данного ребенка с ОВЗ,
инвалидностью; особенности организации развивающей предметно- пространственной среды;
организация развивающей предметно -пространственной среды;
кадровые условия реализации программы, предусматривающие общую целевую и единую
стратегическую направленность работы (внутреннее взаимодействие, внешнее взаимодействие);
индивидуальный учебный план;
распорядок или режим дня, если он имеет особенности;
распорядок коррекционно-развивающих занятий со специалистами.
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов и литературных источников
(обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, в том числе
адаптированными к особым образовательным потребностям детей с ОВЗ, и детей - инвалидов).
3.10. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей с ОВЗ.
4. Изменения и дополнения в АОП
4.1. АОП может изменяться и дополняться по решению психолого-педагогического консилиума.
4.2. Основания для внесения изменений:
- обновления системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей содержание
общего образования),
- предложения педагогических работников по результатам реализации АОП в текущем учебном году,
- результаты мониторинга развития ребенка,
- обновление списка, используемой литературы и методических пособий.
4.3. Дополнения и изменения в АООП могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. При
накоплении большого количества изменения АООП корректируются в виде новой редакции
программы.
5. Права и обязанности родителей
5.1. Родители (законные представители) имеют право:
• защищать права и законные интересы ребенка в ДОУ;
• знакомится с АОП, вносить предложения, изменения в программу с учетом рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии);
• знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания,
образовательными технологиями, а также с результатами диагностики индивидуального развития
своих детей.
5.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
• обеспечить получение детьми дошкольного образования;
• соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, требования локальных нормативных актов,
которые устанавливают режим занятий с детьми, порядок регламентации образовательных отношений
между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными
представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
• уважать честь и достоинство работников учреждения.
6. Права и обязанности педагогов ДОУ
6.1. Педагоги имеют право:
• принимать участие в разработке АОП;
• вносить ппелложения на заседания 1II 1к
по коппектиповке
АОП по результатам
промежуточного мониторинга индивидуального развития ребенка;
• взаимодействовать с родителями (законными представителями ребенка) в целях реализации
АОП.
6.2. Педагоги обязаны:
• обеспечивать реализацию утвержденной АОП;
• соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
• учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья;
• педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не
имеющим отношения к реализации АОП;
• педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены
федеральными законами.
7. Ответственность и контроль
7.1. Ответственность за полноту и качество реализации АОП возлагается на педагогов учреждения,
реализующих АОП.
7.2. Контроль над полнотой
и
качеством
реализации АОП осуществляется
администрацией Учреждения.
7.3. Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации ЛОП возлагается на старшего
воспитателя учреждения.
7.4. Воспитатели указывают индивидуальную коррекционно-развивающую работу в календарном
плане.
8. Делопроизводство
8.1. АОП хранится в группе, которую посещает ребенок с ОВЗ.
8.2. К АОП имеют доступ все педагогические работники и администрация учреждения.
Приложение № 1
Заведующему
детского сада №10
МКДОУ
Яремчук И.В.
(Ф.И.О. матери (или: отца/законного представителя)
ребенка с ограниченными возможностями здоровья)
проживающего по адресу
телефон:___
Заявление о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной образовательной программе
Я,, (Ф.И.О. матери (или: отца/законного представителя) ребенка с ОВЗ)
являющий(ая)ся, (матерью/отцом/законным представителем),
(Ф.И.О. ребенка, дата рождения)
руководствуясь ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российско
Федерации» и на основании рекомендаций
(наименование психолого-медико-педагогической комиссии)
От « _ »г. №, заявляю о согласии на обучение по адаптированной
образовательной программе моего ребенка________________________________________________________
В МКДОУ детском саду № 10
Дата «
»
20
г.
/
(подпись)
(расшифровка)
Приложение № 2
Заведующему
МКДОУ
детского сада №10 Яремчук
И.В.
(Ф.И.О. матери (или: отца/законного представителя)
ребенка с ограниченными возможностями здоровья)
проживающего по адресу
телефон:_______________________________________
Заявление
Я, являюсь законным представителем
(Ф.И.О. ребенка)
«
»20 года рождения, отказываюсь от подписания согласия родителей (законных
представителей) на обучение сына (дочери) по адаптированной образовательной программе, в течение 20
/20 учебного года в МКДОУ детском саду №10 г. Нижние Серги.
Проинформирован (а) о последствиях образовательного характера.
Отказ может быть отозван путем предоставления в образовательную организацию заявления в простой
письменной форме в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Дата «»20 г.
(подпись)
(расшифровка)
Приложение № 3
Принято
решением ПМПк
МКДОУ детского
г.Нижние Серги
Утверждаю
Заведующий МКДОУ
детского сада № 10
г.Нижние Серги
_______________ И.В.Яремчук.
сада №10
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЛЯ РЕБЁНКА С___________________________________
ПРОГРАММА
наименование категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок
Ф.И.О. ребёнка________________________________________________________
Год обучения__________________________________________________________
Срок реализации 1 ГОД
Ознакомлен
Подпись расшифровка подписи родителя (законного представителя) ребёнка с ОВЗ
г.Нижние Серги, 20 г.
Приложение № 4
Конструктор для создания АОП в ДОО (на примере ребёнка с ОВЗ по зрению)___________________
Титульный лист_______________________________________________________________________________
Включает в себя: наименование образовательной организации, назначение программы, срок
реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения
руководителем, отметка о ознакомлении родителей (законных представителей) с программой
(конкретного ребёнка).
***Индивидуальная адаптированная образовательная программа разрабатывается специалистами
образовательного учреждения,
согласовывается
с родителями ребенка
(законными
представителями) и утверждается руководителем учреждения.__________________________________
Содержание (с нумерацией страниц)____________________________________________________________
2. Целевой раздел_____________________________________________________________________________
2.1. Пояснительная записка___________________________________________________________________
Содержит краткую характеристику конкретного ребенка, составленную по результатам психолого
педагогической диагностики.
Педагог-психолог:
психические процессы
(мышление,
внимание,
память.
восприятие).
Психомоторное развитие.
Учитель-логопед/дефектолог: речевое развитие /зрительное восприятие.
Воспитатели: поведение (например: Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами).
Социально-коммуникативное развитие
(взаимодействие со сверстниками и
взрослыми). Художественно-эстетическое развитие (ИЗО деятельности,
конструктивно
модельная деятельность). Познавательное развитие.
Инструктор по физической культуре: физическое развитие.
Музыкальный
руководитель:
художественно-эстетическое
развитие
(музыкальная
деятельность)._________________________________________________________________________________
Цель. Сформулировать цель и определить задачи рекомендуется только те, которые решаются через
воспитательно-образовательный процесс. Необходимо помнить, что цель является образом
желаемого результата, который предполагает: фиксированное время его получения; соответствие
потребностям и возможностям конкретного образовательного учреждения; мотивацию
педагогического коллектива на деятельность в направлении его достижения; операциональную
определенность, контроль.
Задачи АОП определяют направления работы с конкретным ребенком.___________________________
Цель обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, в том
числе его эмоционального благополучия; формирование общей культуры личности
воспитанника,
развитие
его
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности___________
22. Планируемые результаты____________________________________________________
Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствие с ФГОС ДО (по конкретному
ребёнку, реально достижимые).
Например: Ребёнок способен к концу освоения АОП (целевые ориентиры: проявлять речевую
активность, понимать и выполнять речевую инструкцию, удерживать устойчивую
эмоциональную связь со взрослым, ориентироваться в пространстве).
Может выполнять с помощью взрослого... (составлять рассказ по картине, из личного
опыта; правильно произносить поставленные звуки (контроль взрослого), понимать и
выполнять сложную речевую инструкцию ...) Способен самостоятельно... (понимать и
выполнять простую речевую инструкцию, активно взаимодействовать со сверстниками,
соблюдать правила в игре.)________________________________________________________
II. Содержательный раздел______________________________________________________
2.5. Содержание образовательной работы по освоению детьми пяти образовательных
областей (воспитателем описывается коррекционная работа по «проблемным» ОО). См.
характеристику,
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие (в соответствии с АООП ДО
ДОУ).__________________________________________________________________________
2.6. Описание форм, способов, средств реализации программы (по факту).ВЯВИГ*’
додоу
2.7. Содержание работы по коррекции нарушений развития детей (описывают узкие
специалисты и/или воспитатели)
Содержание коррекционной работы (пример): развитие психических функций,
обеспечивающих усвоение образовательных областей: развитие сенсомоторного базиса
для формирования умений и навыков; создание для воспитанника ситуации успеха,
сравнение его с самим собой; формирование положительной мотивации к
деятельности; обучение приемам и способам деятельности с дидактическими
материалами, игровым приемам и др.; организация восприятия с опорой на сохранные
анализаторы; реализация принципов дифференцированного и индивидуального подхода,
исходя из результатов ПП диагностики...
2.8. Содержание вариативной части программы (при необходимости).
Организационный
III.
раздел
3.2. Условия реализации адаптированной образовательной программы
3.1.1 Наличие в ДОО психолого-педагогической службы сопровождения (диагностика,
групповое, индивидуальное сопровождение...) - алгоритм взаимодействия (например,
через ПМПк)._______________________________________________________________
Создание специальных условий: психолого-педагогических - комплексное медикопсихолого-педагогическое сопровождение воспитанников специалистами, организация
мониторинга развития (периодичность, критерии оценки результативности
коррекционной работы, исходя из планируемых результатов) и др.; материальнотехнических - специальное оборудование: например, аппаратное лечение (через кабинет
охраны зрения в детской поликлинике или кабинет плеопто-ортоптического лечения в
ДОУ); организационных - создание специальной предметно-развивающей среды
(зрительные ориентиры, соблюдения требований к пособиям, наглядности, наличие
дидактических игр); соблюдение специального режима в определенные периоды
времени (зрительная, артикуляционная гимнастики, соблюдение зрительных режимов,
зрительных нагрузок, использование очков); расписание НОД (на конкретного ребёнка,
инд. коррекционные занятия); учебный план и д