Мониторинг качества дошкольного образования
Мониторинг качества дошкольного образования – МКДО -2022
Мониторинг
качества дошкольного образования РФ призван создать
информационные условия для управления качеством образования в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования
(далее – ДОО), выполнения требований нормативно-правовых актов РФ, а также
удовлетворения потребностей физического или юридического лица, в интересах
которого осуществляется образовательная деятельность, сформировать надежную
основу для инициатив, направленных на устойчивое развитие ДОО и системы
дошкольного образования Российской Федерации в целом.
Учреждение, участвующее в мониторинге качества дошкольного образования должно
получить возможность:
1) стабильно предоставлять
дошкольное образование высокого качества, удовлетворяющее требованиям
нормативно-правовых актов Российской Федерации и потребностям обучающихся и
других лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
2) повышать уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг;
3) целенаправленно сокращать риски и использовать возможности, связанные с
достижением целей организации в контексте внешних и внутренних условий ее
образовательной деятельности;
4) демонстрировать заинтересованным лицам соответствие установленным
нормативно-правовым требованиям Российской Федерации в сфере дошкольного
образования, а также превышение данных требований и достижение превосходного
качества дошкольного образования.
Цели исследования:
Совершенствование системы управления качеством дошкольного образования
Российской Федерации. Формирование системы надежных данных о качестве
дошкольного образования как основы для развития дошкольных образовательных
организаций, муниципальной, региональной и федеральной системы дошкольного
образования.
Мониторинг
качества дошкольного образования РФ призван создать
информационные условия для управления качеством образования в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования
(далее – ДОО), выполнения требований нормативно-правовых актов РФ, а также
удовлетворения потребностей физического или юридического лица, в интересах
которого осуществляется образовательная деятельность, сформировать надежную
основу для инициатив, направленных на устойчивое развитие ДОО и системы
дошкольного образования Российской Федерации в целом.
Учреждение, участвующее в мониторинге качества дошкольного образования должно
получить возможность:
1) стабильно предоставлять
дошкольное образование высокого качества, удовлетворяющее требованиям
нормативно-правовых актов Российской Федерации и потребностям обучающихся и
других лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
2) повышать уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг;
3) целенаправленно сокращать риски и использовать возможности, связанные с достижением
целей организации в контексте внешних и внутренних условий ее образовательной
деятельности;
4) демонстрировать заинтересованным лицам соответствие установленным
нормативно-правовым требованиям Российской Федерации в сфере дошкольного
образования, а также превышение данных требований и достижение превосходного
качества дошкольного образования.
Цели исследования:
Совершенствование системы управления качеством дошкольного образования
Российской Федерации. Формирование системы надежных данных о качестве
дошкольного образования как основы для развития дошкольных образовательных
организаций, муниципальной, региональной и федеральной системы дошкольного
образования.
Образовательные
ориентиры
Ориентиры образовательной деятельности разработаны с
учетом интересов заинтересованных сторон.
Целевые ориентиры образования
для детей второй младшей группы.
·
Ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом,
объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной
практической деятельности.
·
Проявляет стремление к положительным поступкам, но
взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания
воспитателя.
·
Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх,
двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств
предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в
творчестве.
·
Принимает цель, в играх, в предметной и художественной
деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до
определенного результата.
·
Охотно включается в совместную деятельность со взрослым,
подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его
действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет
интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и
бытовой деятельности.
·
Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями,
разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения
ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в
игре, рисунке, постройке.
·
Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический
строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
·
Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом,
навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами
личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
·
Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию
свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат,
треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В
совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство
удивления, радости познания мира.
·
Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные
умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом»),
узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей,
няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников.
·
Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с
определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может
увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения.
Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми.
Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя
вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает
комментарии.
Целевые ориентиры образования
для детей средней группы.
·
Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности
для решения несложных задач, поставленных взрослым.
·
Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах;
проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них.
·
Овладевает умениями экспериментирования и при содействии
взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.
Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные,
музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных
видов детской деятельности
·
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Испытывает радость
от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него.
Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные
произведения, мир природы.
·
Проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в
содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр,
общих дел, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению
воспитателя может договориться со сверстником. Стремится к самовыражению в
деятельности, к признанию и уважению сверстников.
·
В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Называет роль до
начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет
самостоятельность в выборе и использовании предметов- заместителей, с интересом
включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые замыслы,
инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. В играх с
правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату.
·
Речевые контакты становятся более длительными и активными. Для
привлечения и сохранения внимания сверстника ребенок использует средства
интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп
речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая
свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального
сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений
со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает
эмоциональные состояния людей и животных.
·
Движения стали значительно более уверенными и разнообразными.
Ребенок испытывает острую потребность в движении, отличается высокой
возбудимостью.
·
Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни: рассказывает о последовательности
и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в
самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных
действий. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила
общения со взрослыми здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».
По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в
быту и на улице.
·
Отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много
вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится
установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Владеет основными
способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об
окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность
экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности
активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов
природы, обследовательские действия.
·
Имеет представления: — о себе: знает свои имя полное и краткое,
фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать» и пр.),
знания («знаю, о чем эта сказка»), Стремится узнать от взрослого некоторые
сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и пр.); —
о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей
семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках,
домашних животных; — об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях:
беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника
воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки; — о государстве:
знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем
окружении.
·
Владеет разными способами деятельности, проявляет
самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется
требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о
том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо
ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.).
Целевые ориентиры образования
для детей старшей группы.
·
Ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах
деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может
самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить
замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
·
Понимает состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике,
пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь,
сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы,
картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или
иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства,
которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве,
музыке, в художественной литературе.
·
Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя
объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять
роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер
взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать
очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении —
делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы.
·
Может предварительно обозначить тему игры, заинтересован
совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы
партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляет
интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в
играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с
игровой задачей и правилами.
·
Ребенок имеет богатый словарный запас. Речь чистая,
грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов,
совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды
суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными
предложениями.
·
Проявляет интерес к физическим упражнениям. Ребенок правильно
выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может
самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.
·
Самостоятельно выполняет основные культурно- гигиенические
процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и
обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или
причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен
рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях,
которых нужно избегать. Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться
состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать
старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям
взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает
в сотрудничество.
·
Проявляет интеллектуальную активность. Может принять и
самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными
способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с
удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за
рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью
родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром.
·
Знает свои имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес,
номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми
сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального
функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах,
достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной
деятельности. Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях,
знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и
заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи.
Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между
видами труда. Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название
своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей
страной. Имеет некоторые представления о природе родной страны,
достопримечательностях России и родного города, Имеет представления о
многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет
представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится
применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
·
Соблюдает установленный порядок поведения в группе,
ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на
самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого
распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила
культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для
других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов.
·
Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в
разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно
планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в
памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания,
способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению
работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
Целевые
ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
·
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности.
·
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх.
·
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет
выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
·
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские
функции в совместной деятельности.
·
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального
происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их
физических и психических особенностей.
·
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти
на помощь тем, кто в этом нуждается.
·
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым
другими.
·
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и
адекватно их оценивать.
·
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
·
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять
ими.
·
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях
со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
навыки личной гигиены.
·
Проявляет ответственность за начатое дело.
·
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
·
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно
добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
·
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об
окружающей среде.
·
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения
народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную
деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
·
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну,
ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии,
многонациональное™, важнейших исторических событиях.
·
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных
ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к
своему и противоположному полу.
·
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится
поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
·
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает
здоровый образ жизни как ценность.