Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10
Принято:
педагогическим советом
МКДОУ детского сада№ 10,
Протокол № ./ от
г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Первые шаги»
художественной направленности
(хореография)
(возраст обучающихся 5-7 лет)
Срок реализации: 2 года
Составитель:
А.Д. Макеева
Педагог дополнительного образования
г. Нижние Серги
2024
2024
Содержание
№
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
2.
2.1.
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
Разделы программы
Целевой раздел
Пояснительная записка
Направленность программы
Актуальность программы
Отличительные особенности программы
Возрастные особенности
Сроки реализации программы, обьем учебного времени
Уровни освоения программы
Планируемые результаты освоения программы
Цель и задачи программы
Содержательный раздел
Содержание тем
Учебный тематический план
Требования к уровню подготовленности занимающихся
Календарный учебный график
Организационный раздел
Материально техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
Методическое обеспечение программы
Оценка эффективности занятий
Список литературы
Стр.
3
4
4-5
5
5-6
7
7
7-9
9
9
10-14
14-15
15
15-16
16
16
16-18
20
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности « Первые шаги»
( хореография ) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами разного
уровня:
Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
редакции от 7 мая 2013 г.);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года № 28
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от
04.09.2014 г. № 1726-р);
Методические рекомендации по проектированию дополнительной общеразвивающей программы
(включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной
политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09
3242);
ФГОС ДО, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155;
Уставом Учреждения;
Положением о предоставлении дополнительных образовательных услуг в Учреждении.
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть
мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает
скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры,
одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию,
музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях
танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным
манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального,
современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие,
умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно
развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения
к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы
музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии,
где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего
арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 5-7 лет.
Программа дополнительного образования по хореографии «Первые шаги» разработана в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. В основу положена
программа «Ритмическая мозаика», разработанная А.И. Бурениной, рекомендованная
Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения
и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста и парциальная программа
«Азбука хореографии», разработанная Т.К. Барышниковой.
Обучение детей по данной программе, предполагающей изучение основ танцевальной культуры,
умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки,
сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей.
Детство, обогащённое соприкосновением с этим светлым и радостным искусством, позволит
детям расти и развиваться не только физически, но и духовно.
1.2. Направленность программы
Программа
имеет
художественную
направленность,
способствующую
развитию
художественного вкуса, хореографических способностей и склонностей к различным видам
искусства, творческого подхода, развития образного мышления, а так же на развитие
всесторонней, гармоничной личности.
Этапы процесса обучения
Общеразвивающая программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с
усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний.
Процесс обучения состоит из 3 этапов
I этап: начальный - обучение упражнению (отдельному движению), обучение характеризуется
созданием предварительного представления об упражнении. На данном этапе обучения педагог
рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное,
повторить упражнение, подражая педагогу. Название упражнений, вводимое педагогом на
начальном этапе, создает условие для формирования его образа, активизирует работу
центральной нервной системы детей. Показ упражнений происходит в зеркальном изображении.
Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту или иную информацию, которую
ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое
значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. При обучении упражнениям
(например, основные движения руками, ногами, головой и др.) начальный этап обучения может
закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям педагог должен
выбирать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о
технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части,
целесообразно применять расчлененный метод. Успех начального этапа обучения зависит от
умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения
целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление
о нем.
II этап: углубленное разучивание характеризуется уточнением и совершенствованием
деталей техники его выполнения. Основная задача этапа - уточнение двигательных действий,
пониманию закономерностей движения, усовершенствование ритма, свободного и слитного
выполнения упражнения. Главное условие обучения - целостное выполнение упражнений.
Количество повторений увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На данном этапе
дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают
несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять
выученные упражнения в целом;
III этап: закрепление и совершенствование характеризуется образованием двигательного
навыка, переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. Задача этого
этапа состоит не только в закреплении двигательного навыка, но и в создании условий для
формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы
использовать в комбинации с другими упражнениями. На этом этапе необходимо
совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный
стиль. Этап можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с
полной эмоциональной и этической отдачей. Только после этого данное упражнение можно
применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях,
комплексах танцах.
1.3. Актуальность программы
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для
полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений
ребенка.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения
слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и
тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия
танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно,
оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью,
возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Учитывая возрастные
особенности детей, их запросы и интересы занятия хореографией проводятся в игровой форме,
большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх,
создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные
чувства.
Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых
музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии
многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований
Программы.
1.4. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации
учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую
направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности (изучение
простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);
- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие координации ребёнка и
способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать
мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных
движений;
- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам
выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;
- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке
танцев и подготовке публичного выступления.
1.5. Возрастные особенности
Старший дошкольный возраст (5 - 7лет).
Характерной особенностью детей старшей группы является их стремление к большей
самостоятельности в танцах, к точности выполнения движений, заинтересованность в
исполнении. Поэтому в старшей группе обучение танцам имеет более целенаправленный
характер, например, изучение определенного движения, необходимого в танце. Дети этого
возраста способны проявить творческую инициативу, внести в танец свое дополнение.
Совершенствуется умение отображать эмоционально-выразительный характер музыки, так как
дети глубже и сознательнее воспринимают музыкальное произведение, и у них лучше развита
координация движений. Музыкальный материал и движения детей усложняются. Так,
дошкольники учатся отмечать движениями форму музыкального произведения (двух - и
трехчастную, вариационную), а также музыкальные предложения. Продолжается работа по
обучению детей воспринимать темповые изменения (замедление, ускорение). Углубляется
восприятие детьми регистровых изменений. Особое значение имеет самостоятельная
деятельность и творческие проявления детей (дошкольники самостоятельно перестраиваются в
большие круги и маленькие кружочки, соблюдая одинаковое расстояние, в колонки и шеренги).
Работая над развитием музыкально- ритмических движений, большое внимание следует уделять
вырабатыванию у детей умения двигаться свободно, непринужденно, легко и четко. В танцах
старшие дошкольники выполняют более сложные танцевальные движения.
Старший дошкольный возраст (6 - 7 лет).
Обучение детей подготовительной к школе группы двигательным навыкам способствует
дальнейшему накоплению представлений и впечатлений, их систематизации и обобщению. В
этом возрасте закрепляется умение выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с
разнообразным характером музыки (бодрая, веселая, подвижная и т.п.). Выполняя задание, дети
учатся дифференцировать характер движений - при ходьбе передавать или торжественное
настроение праздничного перестроения, или спокойный характер народный пляски и т.п. В этом
возрасте дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать
движения. Чтобы заинтересовать их занятием ритмикой, необходимо подбирать более сложные
движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров.
1.6. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на детей старшей и подготовительной к школе групп (дети 5 - 7 лет).
Курс предназначен на два года обучения в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объём программы составляет 144 часов: 1 год обучения - 72 часа; 2 год обучения- 72 часа.
Продолжительность одного академического часа: - 1 год обучения -25 минут - 2 год обучения 30 минут. Перерыв между занятиями - 10 мин. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Рекомендуемый минимальный состав группы - от 6 человек не более 10 человек. Общее
количество часов в неделю
Количество занятий в
неделю
Количество
занятий в месяц
Количество
занятий в год
1 год обучения (5-6 лет)
2
8
72
2 год обучения (6-7 лет)
2
8
72
Возрастные группы
1.7. Уровни освоения программы
Освоение программы определяется:
-постепенным характером формирования физического аппарата ребенка для освоения и в связи с
этим постепенное усложнение образовательной программы;
- процессами психического развития ребенка;
-групповым характером освоения программы и предъявления образовательного результата.
Количество воспитанников в группе: 6-10 человек.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления,
как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой
форме и адаптированы для дошкольников.
Ее отличительными особенностями является:
- активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы
заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Программа по хореографии разработана с учетом следующих парциальных программ:
1.
А.И. Буренина. Авторская программа по хореографии «Ритмическая мозаика». Программа
предусмотрена для детей от 3 до 7 лет основной группы здоровья. Программа адаптирована к
условиям дошкольной организации.
2.
Т. К . Барышникова «Азбука хореографии». Методические указания в помощь учащимся и
педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. В книге
содержаться упражнения партнерного, классического и народнохарактерного экзерсисов, а также
упражнения, помогающие исправить дефекты фигуры.
1.8. Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы художественной
направленности «Хореография» определены в виде целевых ориентиров.
1 год обучения (5-6 лет):
имеют большой запас танцевальных движений, устойчивых музыкально-ритмических навыков;
имеют достаточный уровень исполнительской выразительности;
владеют импровизацией;
самостоятельно видят композиционный рисунок;
дают оценку своим исполнительским возможностям.
2 год обучения (6-7 лет):
используют полученные двигательныенавыки
в
творческих программах
праздниках, тематических занятиях;
демонстрируют способность исполнить движение, танец образно, актерски выразительно, в
соответствии с темпом, характером, стилем музыкального и танцевального произведения.
Результативность освоения Программы отслеживается через участие воспитанников в итоговых
и открытых занятиях, концертных программах для родителей и детей, отчетном концерте для
родителей, конкурсах и фестивалей разного уровня.
Планируемые результаты освоения программы по завершению каждого года обучения
представлены в рабочих программах.
3.
Социально-коммуникативное развитие личности:
• воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение,
объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
• формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если кто-то
отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время
движения);
• воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми,
привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя,
мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если
произошло нечаянное столкновение и т.д.
4.
Художественно-эстетическое развитие:
•воспитание интереса любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные
произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
• обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными
сочинениями;
• развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как
контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп —
разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания,
разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм
(разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3- частную форму произведения (с
малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
• развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и
современный танец);песня (песня-марш, песня-танец и др.),марш, разный по характеру, и
выражать это в соответствующих движениях;
• развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
•формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку,
импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для
выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку
другим детям.
5.
Развитие и тренировка психических процессов:
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в
соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий
(увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний
упражнений и т.д.);
•развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх,
тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно
резвятся в воде»...
6.
Развитие умений ориентироваться в пространстве:
• в один круг, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения
на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
1.9. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в
процессе музыкально-ритмической деятельности в условиях сюжетно-игровых занятий.
задачи реализации программы:
- расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса;
- умение отмечать в движении сильную долю такта, простейший ритмический рисунок;
- через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки;
- умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, музыкальными
фразами; -развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности и точности
движений;
- умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой;
- координация и укрепление опорно-двигательного аппарата;
- приобщение к совместному движению с педагогом;
- воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем создания положительного
эмоционального настроя;
- психологическое раскрепощение ребенка;
- воспитание умения работать в паре, коллективе;
- понимать и исполнять ритмические движения, названия которых даются педагогом на
французском языке.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками возможно
только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание работы по хореографии
Виды деятельности
Повторение пройденного материала. Импровизация на заданную тему. Хореографические
импровизации, творческое мышление. Различать основные направления хореографического
искусства. Практика: закрепление изученного ранее материала. Исполнение концертного номера
и программных упражнений. Метод варьирования (простейшие формы).
Азбука музыкально - ритмических движений. Мелодия и движение. Темп. Контрастная
музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Соотношение пространственных перестроений
с музыкальным материалом. Выделение сильной доли. Определение характера музыки словами и
передача характера в движении. Музыкальные размеры 4/4, 2/2. Правила и логика перестроений,
логика поворотов. Соотношение сильной и слабой доли, с правой и левой ногой. Методика
исполнения основных танцевальных элементов. Практика: Практические занятия заключаются в
музыкально- пространственных упражнениях. Танцевальные шаги со сменой музыкального
темпа. Умение различать и двигаться под музыку в музыкальном темпе. Ходьба, марш в темпе и
ритме музыке, шаг на месте вокруг себя. Умение начинать движение с началом и окончанием
музыки. Фигурная маршировка с перестроениями из одного в два и обратно; из колонки в линию.
Правая нога - сильная доля, левая нога - слабая доля. Выразительное исполнение основных
танцевальных элементов. Начало и окончание движений вместе с музыкой, различие
музыкальных частей. Соотношения пространственных перестроений с музыкой. Музыкальность
и грамотность исполнения. Упражнения исполняются детьми индивидуально. Пространственные
музыкальные упражнения. Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Контрольный
показ. Музыкальные игры.
Танцевальная разминка. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка.
Ознакомление с искусством хореографии. Специфика танцевального шага, бега .Позиции
положения рук и ног. Понятие твердо - мягко. Мышечная и эмоциональная память. Понятие
«мышечного напряжения». Сила движения, точность направления. Знание правил исполнения
каждого отдельного движения и упражнения. Красиво, грамотно «строить» свое тело. Практика:
комплекс упражнений лежа на полу. Выработка осанки, опоры. Постановка рук в позиции.
Умение напрягать и расслаблять мышцы. Упражнения для укрепления всех групп мышц.
Позиции ног. Подъем на полупальцы по 6 и 1 позициям. Выполнение упражнений в
комбинациях. Позиции ног: 6, 3, 1. Танцевальный шаг, бег. Маленькие прыжки. Выполнение
упражнений с чередованием комбинаций.
Элементы современного, бального, эстрадного танца. Понятие современного, бального,
эстрадного танца. Отличительные черты характера исполнения в различных танцевальных
жанрах. Виды танцев. Тематика танцев. История возникновения данных танцевальных жанров.
Понятие «Стилизация». Виды, направления, особенности современного танца.
Практика: анализ музыкального материала. Проучивание и исполнение движений бального и
современного танца. Передача характера исполнения современного, эстрадного и бального
танца. Стилизация народных движений. Характер исполнения танцевальных движений.
Повторение хореографических номеров.
Постановочная и репетиционная работа. Знакомство с сюжетом танца, рассказ и показ
танцевальных комбинаций. Порядок танцевальных комбинаций, положения рук в паре. Техника
выполнения, порядок движений. Порядок танцевальных комбинаций, четкое перестроение.
Правила перестроений, манера исполнения.
Практика: Разучивание танцевальных комбинаций; положение рук в паре, работа над рисунком
танца. Общение в паре, равнение в линию, в колонку, красиво перестраиваться. Натяжение
стопы, динамичное исполнение, осанка при выполнении танцевальных шагов. Разучивание
танцевальных комбинаций, построение рисунков танца. Отрабатывание техники исполнения
движений, танцевальных комбинаций. Выразительность и грамотность исполнения. Проведение
соревнования кто лучше выполнит зачет по комбинациям. Показ танцевальных комбинаций
индивидуально и в паре. Постановка новых танцев: Сыщики, Яблонька, Светит солнышко,
Весёлые горошины, Мухоморы. Показ танцевального материала- открытое занятие. Показ танца
на утреннике.
2.2. Учебно тематическое планирование
1й год обучения
Раздел программы
Музыка и движение
Музыкально-ритмические движения
Азбука танца
Танцуем играя
Танцевальное ассорти
Итого
№
1.
2.
3.
4.
Количество часов
9
17
14
11
21
72
Раздел программы «Музыка и движение»
Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального
искусства.
Задачи первого года обучения подмодуль «Музыка и движение» (5-6 лет):
способствовать воспитанию интереса к занятиям хореографией;
продолжать учить различать музыкальные произведения по темпу (быстро-медленно),
динамическому оттенку (громко-тихо), музыкальному жанру (вальс, марш, полька);
обогащать музыкальный и двигательный опыт;
формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, а
также умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трёхчастной формой
музыки;
упражнять в передаче особенностей музыки в эмоциях и движениях;
воспитывать культуру поведения в зале.
Раздел программы «Музыкально-ритмические движения»
Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального
искусства.
Задачи первого года обучения подмодуль «Музыкально-ритмические движения» (5-6 лет):
формировать представления о взаимосвязи занятий хореографией и красотой, здоровьем
человека;
расширять представления о безопасном поведении во время выполнения движений;
развивать музыкальную и двигательную память;
укреплять мышцы спины, брюшного пресса, рук и ног;
развивать координацию движений;
упражнять в соблюдении правил безопасного поведения.
Раздел программы «Азбука танца»
Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального
искусства.
Задачи первого года обучения подмодуль «Азбука танца» (5-6 лет):
совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в
парах, подскоки;
знакомить с основными танцевальными элементами: поочередное выбрасывание ног вперед в
прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с
продвижением вперед и в кружении;
учить детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и
на пятку, ритмично хлопать в ладоши;
обучать детей выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно, парами по
кругу, в две линии, по диагонали);
совершенствовать навыки
основных
движений
(ходьба
«торжественная»,
«спокойная», «таинственная», «спокойная»; бег - лёгкий и стремительный);
учить двигаться под музыку ритмично согласно темпу и характеру музыкального произведения;
способствовать развитию музыкально-танцевальной памяти.
Раздел программы «Танцуем, играя»
Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального
искусства.
Задачи первого года обучения по модулю «Танцуем, играя» (5-6 лет):
развивать внимание, координацию движений, зрительную и слуховую память;
совершенствовать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных
образов;
развивать навыки взаимодействия со сверстниками.
Раздел программы «Танцевальное ассорти»
Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального
искусства.
Задачи первого года обучения подмодуль «Танцевальное ассорти» (5-6 лет):
закреплять интерес к танцевальному искусству;
познакомить детей с историей классического и русского танца, их особенностями,
формами;
формировать представления о танцевальной культуре разных народов;
обучать элементам русского народного танца и современного эстрадного танца;
развивать музыкально-двигательную память, актерское мастерство;
совершенствовать навыки ориентировки в пространстве музыкального зала
стимулировать индивидуальные проявления детей, инициативность в танцевальной
деятельности;
развивать навыки взаимодействия со сверстниками
№
1.
2.
3.
4.
2й год обучения
Раздел программы
Музыка и движение
Музыкально-ритмические движения
Азбука танца
Танцуем играя
Танцевальное ассорти
Итого
оличество часов
9
16
14
13
20
72
Раздел программы «Музыка и движение»
Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального
искусства.
Задачи второго года обучения по модулю «Музыка и движение» (6-7 лет):
способствовать воспитанию устойчивого интереса к занятиям хореографией;
продолжать воспитывать у детей умение слушать музыку; учить анализировать музыкальное
произведение;
обогащать музыкальный и двигательный опыт;
учить различать музыкальные произведения по темпу (быстро-медленно), динамическому
оттенку (громко-тихо, низко- высоко), музыкальному жанру (вальс, русская плясовая,
хороводная, марш, полька);
упражнять в передаче особенностей музыки в эмоциях и движениях
обогащать музыкальный и двигательный опыт;
формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, а также
умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трёхчастной формой музыки;
побуждать к импровизации под музыку, сочинению собственных композиций из знакомых
движений, придумыванию своих оригинальных движений в импровизации;
воспитывать культуру поведения в зале.
Раздел программы «Музыкально-ритмические движения»
Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального
искусства.
Задачи второго года обучения подмодуль «Музыкально-ритмические движения» (6-7 лет):
формировать через занятия хореографией эстетический вкус;
расширять представления о безопасном поведении во время выполнения движений;
развивать музыкальную и двигательную память;
укреплять мышцы спины, брюшного пресса, рук и ног;
развивать чувство ритма, темпа, координации и свободы движений;
обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и
взаимоконтроля;
закреплять правила поведения во время выполнения движений.
Раздел программы «Азбука танца»
Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального
искусства.
Задачи второго года обучения по модулю «Азбука танца» (6-7 лет):
расширять представления о разных видах танцевального искусства (классический, народный,
бальный, эстрадный танец);
совершенствовать танцевальные движения: прямой и боковой галоп, пружинка, кружение по
одному и в парах, подскоки;
знакомить с основными танцевальными элементами: поочередное выбрасывание ног вперед в
прыжке, полуприседание с выставлением ноги на носок и пятку, шаг на всей ступне на месте, с
продвижением вперед и в кружении;
учить умению двигаться в парах по кругу, змейкой, по диагонали в танцах и хороводах;
упражнять в выполнении танцевальных движений по кругу, в круг, из круга, в парах; в линиях,
врассыпную;
учить двигаться под музыку ритмично согласно темпу и характеру музыкального произведения;
способствовать развитию музыкально-танцевальной памяти;
развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа танца.
Раздел программы «Танцуем, играя»
Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального
искусства.
Задачи второго года обучения подмодуль «Танцуем, играя» (6-7 лет):
развивать внимание, координацию движений, зрительную и слуховую память;
совершенствовать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных
образов;
развивать навыки взаимодействия со сверстниками.
Раздел программы «Танцевальное ассорти»
Цель: воспитание и развитие творческой личности ребенка посредством танцевального
искусства.
Задачи четвертого года обучения по модулю «Танцевальное ассорти» (6-7 лет):
закреплять интерес к танцевальному искусству;
продолжать знакомить детей с историей классического и русского танца, их особенностями,
формами;
расширять представления о танцевальной культуре разных народов;
обучать элементам русского народного танца (простые дроби, переменный шаг,
«ковырялочка», «гармошка», присядки, хлопушки) и современного эстрадного танца;
познакомить с элементами народного татарского танца;
развивать музыкально-двигательную память, актерское мастерство;
совершенствовать навыки ориентировки в пространстве музыкального зала;
стимулировать индивидуальные проявления детей, инициативность в танцевальной
деятельности;
создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве со взрослыми и
сверстниками.
развивать навыки взаимодействия со сверстниками.
2.3. Требования к уровню подготовленности занимающихся
К концу этого года дети должны:
- Знать специальную терминологию.
- Уметь согласовывать движения с музыкой.
Применять
навыки,
которые
способствуют эмоциональному,
выразительному,
непосредственному исполнению движений под музыку.
- Развить специальные навыки (выворотность, гибкость, шаг, прыжок, координация движений,
устойчивость).
- Уметь передавать характер исполняемого движения.
- Знать музыкальные размеры, правила и логику фигурных перестроений из одного рисунка в
другой.
- Использовать и совмещать теоретические знания с практической деятельностью. Четко и
выразительно исполнять движения.
2.4. Календарный учебный график
Календарный
учебный
график
является
локальным
нормативным
документом,
регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса по реализации
дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Хореография»
для детей дошкольного (5-7 лет).
Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические
особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Образовательный процесс по реализации дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности «Хореография» для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
осуществляется в двух группах:
старшая группа;
подготовительная группа.
Учебный год начинается 01 сентября 2023 года, заканчивается 31мая 2024 учебного года.
Продолжительность рабочей недели - 5 дней, продолжительность учебного года - 36 недель.
В летний оздоровительный период (с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г.) образовательная
деятельность по дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности
«Хореография» для детей дошкольного (5-7 лет) не осуществляется.
Непрерывная образовательная деятельность в форме занятий проводится 2 раза в неделю во всех
возрастных группах, время на НОД определяется в соответствии с СанПиНом:
старшая группа - 25 минут;
подготовительная группа - 30 минут.
Календарный учебный график обсуждается и принимается Педагогическим советом,
утверждается приказом заведующего до начала учебного года. Все изменения, вносимые в
календарный учебный график, утверждаются приказом заведующего и доводятся до всех
участников образовательного процесса.
Утверждение в установленном законодательном Российской Федерации порядке несет
ответственность за реализацию в полном объеме образовательной программы дополнительного
образования в соответствии с календарным учебным графиком.
Содержание
Начало учебного года
Окончание учебного года
родолжительность
ода
Продолжительность
дополнительного занятия
учебного
Старшая
группа
Подготовительная
группа
01.09
31.05
36 недель
01.09
31.05
36 недель
25 минут
30 минут
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
Материально-технические условия по реализации общеразвивающей программы соответствуют:
1) санитарным правилам и нормативам;
2) правилам пожарной безопасности;
3) требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом
индивидуальными особенностями развития детей. Все занятия проходят в музыкальном зале.
Музыкальный зал оборудован для занятий с детьми:
1. Пианино;
2. Ноутбук;
3. Съемный носитель информации (USBFlashCard);
4. Музыкальный центр;
5. Мячики, коврики, скакалки, ленты и другая атрибутика к танцам.
Обязательная одежда и обувь для детей: Для девочек: - Гимнастический купальник, юбочка.
Чешки белого цвета, носки или лосины. Волосы должны быть собраны. Для мальчиков: Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Чешки черного цвета.
3.2. Кадровое обеспечение
Педагог, организующий образовательный процесс по данной программе должен иметь
педагогическое образование.
3.3. Методическое обеспечение программы
В соответствии с ФГОС материально-техническое обеспечение Программы включает в себя
перечень используемых Программ, технологий, пособий, необходимых для реализации
Программы. Учебно-методическое обеспечение Программы является постоянно развивающемся
инструментом профессиональной деятельности, отражающим современные достижения и
тенденции в отечественном и мировом дошкольном образовании.
программы
Технологии
Методические материалы
Буренина А.И. Ритмическая
методическая литература;
Общие:
мозаика: (Программа по ритм картотека музыкально-ритм игровые;
пластике для детей дошкол гр;
ИКТ,
младшего школьного возраста) комплексы партерного экзерсис технология активизирующего о
изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИ1 иллюстративный материал Специальные:
-220 с.
«Как мы танцуем», «Танцы технология партерного экзерси
технология разучивания дви
эазные», «Рисунок танца»;
фонотека с музыкальным мат омпозиций;
ля занятий и выступлений;
технология музыкального движ
видеоматериалы «Красота дви
«Танцы разных народов», «Знак
балет», «Наши выступления».
3.4. Оценка эффективности занятий
Оценка качества освоения детьми содержания программы дополнительного образования носит
индивидуальный, динамический характер. Оценивается развитие физических и музыкально
двигательных качеств каждого ребенка в процессе обучения. Ведущим методом является
наблюдение. Два раза в год (начало и конец) проводится диагностика отдельных физических
качеств: ловкость, гибкость, а также музыкально-двигательных способностей: восприятие
музыки и движений, характер исполнения движений, ритмичность, самостоятельность,
творческая импровизация. Задания предлагаются детям в игровой форме (оценивается динамика
развития данных качеств).
Ежегодно педагог дополнительного образования проводит самоанализ выполнения задач
программы дополнительного образования.
Описание диагностики хореографических способностей по методике Э.П. Костиной
Обследование детей осуществляется на итоговых занятиях и в ходе выступлений детей.
Основной метод - наблюдение за выполнением танцевальных элементов, музыкально
ритмических упражнений, манерой и характером исполнения движений, эмоциональным
восприятием музыкального сопровождения.
Данная методика предполагает общую систему оценки хореографических способностей по 3
балльной шкале:
3 балла - ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; 1 балл ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не
принимает.
Высоким результатом хореографических способностей детей можно считать средний балл от 2,3
до 3
3. Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла. Низкий уровень 1,4 балла и ниже. Результаты
мониторинга заносятся в оценочные таблицы.
Показатели освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности
Интерес и потребность к восприятию музыки и движений:
-восприятие выразительности музыкального, двигательного и игрового содержания;
-понимание сюжета этюда, игры или композиции танца;
-восприятие и освоение пространства музыкального зала.
Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений:
-восприятие азбуки основных видов движений музыкально-ритмической деятельности
(основных, сюжетнообразных и танцевальных движений).
Наличие творчества в исполнении, выразительность танцевальных движений, игр и плясок:
-выразительность исполнения музыкально-ритмического репертуара: передача
характера,
сюжета игры, композиции танца;
-наличие развитого чувства ансамбля;
-самостоятельность исполнения упражнений, движений, этюдов, танцев;
-творческая импровизация передачи игрового образа;
-творческая импровизация в свободной пляске
Показатели и критерии освоения планируемых результатов дополнительной общеразвивающей
программы «хореография»:
Освоение детьми движений
Передача в движении характера знакомого музыкального произведения (1частная, 2 -х частная и
3-х частная форма):
высокий уровень - ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения
соответствуют характеру музыки;
средний уровень - производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей),
движения соответствуют характеру музыки;
низкий уровень - смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют
характеру музыки;
Передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после
предварительного прослушивания:
высокий уровень - движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение
движений;
средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная
эмоциональность при выполнении движений;
низкий уровень - движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении;
Соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий уровень - чёткое выполнение движений; средний уровень - выполнение движений с
ошибками; низкий уровень - движение выполняется не ритмично.
Координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»): высокий
уровень - ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний уровень - допускает 1-2 ошибки; низкий уровень - не справляется с заданием.
Воспроизведение ритма
Воспроизведение ритма песни или мелодии шагами:
высокий уровень - ребёнок верно воспроизводит ритм песни или мелодии шагами на месте и
по залу;
средний уровень - ребёнок верно воспроизводит ритм песни или мелодии шагами на месте;
низкий уровень - ребёнок допускает много ошибок или не справляется с заданием.
Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках:
высокий уровень - ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; средний уровень
- ребёнок допускает 2-3 ошибки;
низкий уровень - ребёнок неверно воспроизводит ритмический рисунок.
Развитие творческих способностей
Сочинение ритмических рисунков:
-высокий уровень - ребёнок сам сочиняет оригинальные ритмические рисунки;
-средний уровень - ребёнок использует стандартные ритмические рисунки;
-низкий уровень - ребёнок не справляется с заданием.
Танцевальное творчество:
-высокий уровень - ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении;
самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения
выразительны;
-средний уровень - ребёнок чувствует общий ритм музыки, самостоятельно использует
знакомые движения или повторяет движения за другими детьми, движения соответствуют
характеру музыки;
-низкий уровень - ребёнок не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке.
При определении уровня освоения планируемых результатов детьми используются оценки от 1
до 3 баллов:
3 балла - ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;
1 балл - ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь взрослого не принимает.
Карта мониторинга хореографических способностей детей
Год обучения
Возрастная группа
Начало года_____
Ф.И.
I. Интерес и потребность к восприятию музыки и
движений.
ребенка
III. Наличие творчества в
исполнении выразительности физ.
движений игр и плясок.
Творческая
С амостоятельнос Творческая
ть
исполнения импровизация
импровизация в
упражнений,
передачи игрового свободной пляске.
танцев и
образа.
др.
II. Интерес и потребность к исполнению
музыкально- ритмических движений.
Целостное восприятие Восприятие азбуки Восприятие Выразительн Наличие
деятельности:
основных
видов ориентировк ость
развитого
восприятие выразитель движений
и
в исполнения чувства
пространстве музыкально- ансамбля.
ности,
игрового музыкально
содержани
я, ритмической
.
ритмическог
понимание
сюжета деятельности:
о репертуара:
игры или композици и основных, сюжетно
передача
образных
характера,
танца.
и танцевальных
сюжета игры,
композиции
.
танца.
Список литературы
1. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии. - М.: Айрис - пресс, 2000, 266 с.
2. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3
7 лет.- С-Пб: «Аничков мост», 2015, - 196 с.
3. Ваганова, А.Я. Основы классического танца.7-е изд.,стер. — СПб.: Издательство
«Лань»,2002.- 192с.
4. Фирилева Ж.Е., Сайкина, Е.Г. «Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для
детей. ФГОС».- С-Пб: «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2016, 352 с.