Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10
Принято:
педагогическим советом
МКДОУ детского сада № 10
Протокол № 2 от 29.11 2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Расту сильным, ловким, быстрым»
(возраст обучающихся 5-7 лет)
Срок реализации: 2 года
Составитель:
инструктор по физической культуре
Наумова Оксана Леонидовна
г. Нижние Серги
2022г
Содержание
№
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
2.
2.1.
2.2
2.3
2.4
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
Разделы программы
Целевой раздел
Пояснительная записка
Направленность программы
Актуальность программы
Отличительные особенности программы
Возрастные особенности
Сроки реализации программы, обьем учебного времени
Уровни освоения программы
Планируемые результаты освоения программы
Цель и задачи программы
Содержательный раздел
Учебный тематический план
Содержание тем
Требования к уровню подготовленности занимающихся
Календарный учебный график
Организационный раздел
Материально техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
Методическое обеспечение программы
Оценка эффективности занятий
Список литературы
Приложение
Стр.
2-4
4
4
4
4-5
5
5-7
7
7
8
9-10
10
10
11-12
12
12-13
13-15
15-16
17
2
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время весьма актуальной является проблема физического развития и
физической подготовленности детей дошкольного возраста. В связи с этим одной из
актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и
использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному
совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы
его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями К
неблагоприятным факторам внешней среды. Использование разнообразных форм
двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для
полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по физическому
развитию старших дошкольников в рамках реализации кружковой деятельности «Расту
сильным, ловким, быстрым» разработана в соответствии с Нормативными правовыми
документами.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № ЗО4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся,
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
Концепцией
развития
дополнительного образования
детей
(Распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
Приказом Минпросвещения России от 09 11 2018 г. № 196 (новая редакция
Минпросвешения России от 30.09.2020 г. № 533) «Об утверждении Порядка организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28 09.2020
г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Устав МКДОУ детского сада №10
Программа по кружковой деятельности по физическому развитию старших
дошкольников «Расту сильным, ловким, быстрым» представляет собой систему
комплексных занятий с использованием современных оздоровительных технологий.
Направленность образовательной программы: оздоровительно - развивающая.
Содержание программы способствует укреплению здоровья воспитанников, активизации
и развитию двигательной деятельности дошкольников, их познавательной и
мыслительной сферы средствами игры
Актуальность разработки программы обусловлена поиском более эффективных
способов педагогических воздействий в физическом и умственном воспитании детей
дошкольного возраста при создании здоровье сберегающей среды в ДОУ.
В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей
существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных
технологий в образовательный процесс ДОУ.
Педагогическая целесообразность.
Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации Программы,
подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии
ДОШКОЛЬНИКОВ.
3
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры,
являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации
игровой предметно- пространственной среды. Педагогическая технология опирается на
принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации,
наличием творческой и эмоциональной составляющих.
Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие
всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Принципы реализации программы:
• Принцип индивидуальности
• Принцип доступности.
• Принцип систематичности.
• Принцип активности, самостоятельности, творчества
• Принцип последовательности.
• Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка.
• Принцип научности.
• Принцип оздоровительной направленности.
1.2. Направленность программы
Предлагаемая программа имеет физкультурно - оздоровительную направленность,
которая является важным направлением в развитии и воспитании детей. Обучение по
данной программе создаёт необходимый двигательный режим, положительный
психологический и эмоциональный настрой, а также способствует укреплению здоровья
ребёнка, его физическому и умственному развитию, профилактике различных
заболеваний и повышению интереса к занятиям.
1.3. Актуальность программы
Данная программа разработана с целью сохранения и укрепления физического,
психического, социального здоровья и повышение уровня физической дееспособности
занимающихся. Программа содействует всестороннему гармоничному развитию личности
ребёнка, укреплению здоровья, профилактике и коррекции различных заболеваний и
приобщает к здоровому образу жизни.
1.4. Отличительные особенности программы
Отличительная особенность дополнительной общеразвивающей программы «Расту
сильным, ловким, быстрым» состоит в её практической значимости: занятия по данной
программе способствуют эффективному развитию двигательных,
творческих
способностей, профилактике нарушений и коррекции осанки, плоскостопия, повышают
уровень физической подготовленности занимающихся и интерес к занятиям физическими
упражнениями. Дополнительная общеразвивающая программа по физическому развитию
старших дошкольников в рамках реализации кружковой деятельности «Расту сильным,
ловким, быстрым» разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, комплексной образовательной
программой дошкольного образования «Детство» (2017г.) и парциальных программ
Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников (автор— М.Ю.
Картушина, 2007 г.), Программа развития двигательной активности и оздоровительной
работы с детьми 4-7 лет (автор — В Т. Кудрявцев, 1998 г.)
4
с учетом возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов
воспитанников, семьи, и на основе основной образовательной программы дошкольного
образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
детского сада №10 г. Нижние Серги и рабочей программы инструктора по физической
культуре МКДОУ детского сада №10.
Возрастные
1.5.
особенности
Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 5 до 7 лет. Возрастной период
от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может
вырасти на 7—10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106,0—107,0 см,
а масса тела 17—18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в
месяц 200,0 г, а роста — 0,5 см. Основой проявления двигательной деятельности является
развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия
проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади
опоры. С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка
улучшаются. Благодаря опыту и целенаправленным занятиям физической культурой
(занятия, игровые упражнения, подвижные игры) упражнения по технике движений дети
шестилетнего возраста выполняют более правильно и осознанно. Они уже способны
дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в
умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к
более быстрым движениям по заданию воспитателя, т. е. менять темп. Потребность в
двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период
от 5 до 8 лет называют «возрастом двигательной расточительности».
1.6. Сроки реализации программы, объем учебного времени
Программа рассчитана на детей старшей и подготовительной к школе групп (дети 5-8
лет). Курс предназначен на два года обучения в условиях дошкольного образовательного
учреждения. Объём программы составляет 72 часа: 1 год обучения -36 часов, 2 год
обучения- 36 часов Продолжительность одного академического часа: - 1 год обучения -25
минут - 2 год обучения - 30 минут. Перерыв между занятиями - 10 мин. Занятия
проводятся 1 раз в неделю. Рекомендуемый минимальный состав группы - от 8 человек не
более 20 человек. Общее количество часов в неделю
Возрастные группы
1 год обучения (5-6 лет)
2 год обучения (6-7 лет)
Количество занятий в
неделю
1
1
Количество
занятий в месяц
4
4
Количество
занятий в год
36
36
1.7. Уровни освоения программы
1) 1 год обучения.
Высокий уровень. Уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения. Способен
самостоятельно организовать игру. Самооценивает и контролирует других детей.
Средний уровень. Без усилий выполняет упражнения. Может замечать свои ошибки в
технике выполнений. Самостоятельно игры не организовывает
Низкий уровень. Не замечает ошибок в технике выполнения. С интересом включается в
игру, но нарушает правила в подвижных играх. Интерес к освоению новых упражнений
неустойчив.
2) 2 год обучения.
Высокий уровень. Самостоятельно организовывает игру. Равновесие устойчивое.
Упражнения выполняет с хорошей амплитудой, выразительно.
5
Средний уровень. Устойчивое равновесие сохранят. Оценивает выполнение упражнений
другими детьми, проявляет интерес К НОВЫМ упражнениям.
Низкий уровень. Слабо контролирует технику выполнения. Допускает нарушения в играх.
Без усилия и интереса осваивает новые упражнения.
По результатам диагностики определяется уровень физической подготовленности и
психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения
статической, динамической, зрительно-моторной или тонко дифференцированной
координации и осуществляется планирование и построение системы занятий.
Формы организации работы групповая, индивидуально-групповая
Методы и приемы, используемые в занятии:
Игровой метод
«Имитационные упражнения и подвижные игры» содержит упражнения, применяемые
практически на всех занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания,
образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования - все то, что требуется для
достижения поставленной цели при проведении занятий.
«Игры - путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной
деятельности, используя средства предыдущих разделов Данный материал служит
основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить
ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что
пожелаешь.
Ведущей формой проведения совместной деятельности педагога с детьми дошкольного
возраста является игровая форма с использованием таких методов, как:
наглядный метод: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитация
(подражание), зрительные и звуковые ориентиры.
словесный метод: название упражнений, описание, объяснения, указания, команды и
Другие,
практический метод: проведение совместной деятельности педагога и детей в игровой
(подвижные игры), соревновательной форме или в форме тренировки.
Уровень освоения Программы демонстрируется на открытых занятиях для родителей, в
конце учебного года на открытых занятиях для педагогов, в форме выступления на
спортивных и музыкальных праздниках и досугах.
Программа базируется на основных принципах:
Принцип сознательности основополагающий принцип обучения движениям. Он
предполагает понимание ребёнком сути того или иного движения, которое он производит.
Приучает к самостоятельности и повышает интерес к занятиям,
Принцип систематичности, главная особенность которого непрерывность и
планомерность. Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков
Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению
нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более
сложного материала,
Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. Только в
результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются
динамические стереотипы,
Принцип от простого к сложному способствует постепенному повышению требований
до уровня адекватного возросшим возможностям организма,
Принцип рассеянной мышечной нагрузки. Работа одной группы мышц сменяется
другой, что способствует предупреждению переутомления,
Принцип наглядности. Суть принципа заключается в создании у ребёнка, с помощью
различных органов чувств, представления о движении. В зависимости от того, какой
анализатор является ведущим в регулировании движения, можно говорить о зрительной,
слуховой, тактильно-мышечной наглядности,
6
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для
полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной профилактической
работы.
Принцип доступности предусматривает осуществление профилактической работы с
учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных различий в
физическом и психическом развитии детей.
Принцип системности: достижение цели обеспечивается решением комплекса задач с
соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований и
увеличении оптимальной физической нагрузки.
Принцип научности лежит в основе всех оздоровительных технологий.
Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной
активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и
психических функций организма.
1.8. Планируемые результаты освоения программы.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей
выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально
возрастным нормам.
Развитие креативных способностей в двигательной сфере.
Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти,
воображения.
Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей
1.9. Цель, задачи программы
Целью программы является содействие всестороннему гармоничному развитию личности
ребенка, укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, профилактике и
коррекции различных заболеваний, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
Оздоровительные:
Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Совершенствовать
функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к различным
заболеваниям.
Формировать правильную осанку и укрепление всех групп мышц, содействовать
профилактике плоскостопия
Образовательные:
Создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности.
Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила,
выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость).
Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
Воспитательные:
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Воспитывать положительные черты характера
Воспитывать чувство уверенности в себе.
Отличительные особенности программы «Расту сильным, ловким, быстрым» в том, что
она включает в себя оздоровительные технологии: дыхательную, пальчиковую,
7
релаксацию, элементы психогимнастики,
музыкотерапию, самомассаж.
гимнастику
для
глаз;
игротерапию,
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный тематический план
1й год обучения
№
п/п
1
2
Раздел программы
Раздел 1 Вводное
занятие
Стретчинг
Всего
часов
1
Теория
Практика
Формы контроля
В процессе занятий
1
Беседа
8
В процессе занятий
8
Текущий контроль,
(наблюдение,
упражнения)
Текущий контроль,
(наблюдение,
упражнения)
Текущий контроль,
(наблюдение,
упражнения)
Текущий контроль,
(наблюдение,
упражнения)
Промежуточный
контроль
(диагностика
выполнения
упражнений)
3
Подвижные и
спортивные игры
10
В процессе занятий
10
4
гимнастика
8
В процессе занятий
8
5
Ритмопластика
8
В процессе занятий
8
6
Итоговое занятие
1
В процессе занятий
1
Итого:
36
36
2й год обучения
№
п/п
1
2
Раздел программы
Раздел 1 Вводное
занятие
Стретчинг
Всего
часов
1
Теория
Практика
Формы контроля
В процессе занятий
1
Беседа
8
В процессе занятий
8
Текущий контроль,
(наблюдение,
упражнения)
Текущий контроль,
(наблюдение,
упражнения)
Текущий контроль,
(наблюдение,
упражнения)
Текущий контроль,
(наблюдение,
упражнения)
3
Подвижные и
спортивные игры
10
В процессе занятий
10
4
гимнастика
8
В процессе занятий
8
5
Ритмопластика
8
В процессе занятий
8
8
6
Итоговое занятие
Итого:
1
В процессе занятий
36
1
Промежу точн ы й
контроль
(диагностика
выполнения
упражнений)
36
2.2. Содержание тем
Вводное занятие (1ч) Вводный инструктаж по технике безопасности.
Стретчинг (8ч). Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Упражнения стретчинга
носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей
из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким
образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С
подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и
танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно
подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность,
творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в
движении и пространстве, внимание и т.д.
Занятия стретчингом состоят из Зх частей.
В первой (вводной) части, занятия дети выполняют упражнения в различных видах
ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной оценки и укрепления свода стопы,
координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.
Во второй (основной) части переходят к игровому стретчингу. Каждый сюжетный
материал распределяю на два занятия. На первом занятии детей знакомят с новыми
движениями, закрепляют уже известные. На втором занятии - совершенствование и
точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов Все
упражнения выполняются под соответствующую музыку. Музыкальное сопровождение
при выполнении упражнений игрового стретчинга более целесообразно исполнять на
втором занятии.
В третьей (заключительной) части решается задача восстановления организма после
физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения
способствую более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный
характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями.
Упражнения на релаксацию включают в каждое занятие: необходимо, чтобы ребенок
научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому
соответствует упражнения на релаксацию, выполняемое в игровой форме. Желательно
использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.
Подвижные и спортивные игры (10ч)
По развитию ведущих физических качеств: На выносливость, На силу, С ходьбой и
бегом, С лазаньем.
По двигательному содержанию: С прыжками, С метанием, Большой подвижности.
По степени физической нагрузки: Средней подвижности, Малой подвижности.
Со спортивным инвентарём.
Гимнастика (8ч)
Упражнения на расслабление с элементами аутотренинга. Вначале учат расслаблять
мышцы, а затем и все тело. Наиболее простые упражнения на расслабление - это
расслабление в неподвижной позе, при этом создается образ тепла (лежим на солнышке и
т. п .)
Упражнения ритмической гимнастики (аэробики), основанные на различных
сочетаниях ходьбы, прыжков, бега, ОРУ, танцевальных.
9
Элементы акробатических упражнений - с достаточно высоким уровнем физической
подготовленности: кувырок через голову вперед, стойка на лопатках («березка»),
полушпагат, поперечный и продольный шпагат, «мостик» из исходного положения лежа
на спине, «корзинка» («лягушка»).
Элементы художественной гимнастики для девочек: пружинные движения, волны,
взмахи, прыжки, ходьба, бег под музыку, равновесия, повороты, элементы танцев
Ритмопластика (8ч)
В комплексах по ритмопластике используются следующие средства двигательного
воздействия:
1. Музыкально - ритмические движения.
2. Упражнения с предметами (ленты, мячи, султанчики и др. )
3. Элементы хореографии (основные позиции рук и ног).
4. Элементы спортивного танца.
5. Упражнения корригирующей гимнастики.
6. Дыхательные упражнения.
Итоговое занятие (1 ч.) Практика. Промежуточный контроль: диагностика выполняемых
упражнений.
2.2.Требования к уровню подготовленности занимающихся
1 год обучения
Дети должны знать:
- назначение спортивного зала и правила поведения в нем,
- причины травматизма и правила безопасности на занятиях аэробикой, самостраховку;
- основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями.
Дети должны уметь:
- выполнять правила техники безопасности на занятиях,
- выполнять комплексы упражнений программы первого года обучения.
- иметь небольшой двигательный запас общеразвивающих и танцевальных упражнений;
- выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой.
2 год обучения:
(6-8лет) Дети должны знать:
- влияние занятий на организм;
- понятие осанки, профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Дети должны уметь:
- владеть приемами самостраховки, - выполнять комплексы упражнений программы по
второго года обучения;
- выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и
профилактики плоскостопия,
- выполнять ритмические танцы и творческие задания на импровизацию движений.
2.4. Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
10
36
36
1
36
15
21
7 сентября
8
9
31 декабря - 8 января
31 мая
Выходные дни
Окончание учебного года
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в
себя учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). Для
проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, физкультурных
занятий и спортивных развлечений имеется музыкальный центр и музыкальное
сопровождение. Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической,
творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет организовывать
работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного
психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию
каждого ребенка.
В физкультурном зале имеются снаряды и игрушки, которые предназначены, для
наиболее эффективной организации занятий:
- Музыкальный центр, подборка музыки на диске или флэш-карте.
- Коврик гимнастический
- Мат гимнастический 2,0х 1,0*0,1м цветной (искусственная кожа)
- Мячи резиновые (различного диаметра)
- Флажки разноцветные
- обручи
-Массажные дорожки
- гимнастические палки
- шведская стенка
- тренажёры детские
- канаты для перетягивания
- дорожка для равновесия
- дуги для подлезания
- кегли
- мешочки с песком для метания.
- скакалки
Материально - техническая база физкультурного зала
Методическое обеспечение
Содержание кабинета
Паспорт физкультурного зала,
Рабочая программа.
Методическая литература,
Перспективные планы
работы
по
разделам
«Программы»;
Методические разработки, конспекты открытых
занятий и выступлений,
Материал для работы с родителями;
Материал
для
консультативной
работы
с
воспитателями,
Документация кружковой работы,
Комплексы корригирующих упражнений;
11
Картотеки: подвижных игр, сюжетных картинок по
летним и зимним видам спорта, упражнений на
расслабление,
психокоррекционных
игр
и
упражнений, схем оборудования и упражнений, игр
малой
подвижности,
утренней
гимнастики,
дыхательных упражнений, конспекты занятий.
Списки детей с подготовительной и специальной
физкультурной группой, часто болеющих детей;
Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ)
Перспективные планы работы по всем возрастным
группам;
Конспекты праздников и развлечений.
Консультации для родителей.
Листы взаимодействия с воспитателями;
Годовые отчеты, аналитические справки;
План по самообразованию;
Акты и инструкции по обеспечению безопасности
жизнедеятельности
Документация
3.2. Кадровое обеспечение
Педагог, организующий образовательный процесс по данной программе должен иметь
педагогическое образование.
3.3. Методическое обеспечение программы
В соответствии с ФГОС материально-техническое обеспечение Программы включает в
себя перечень используемых Программ, технологий, пособий, необходимых для
реализации Программы. Учебно-методическое обеспечение Программы является
постоянно развивающемся инструментом профессиональной деятельности, отражающим
современные достижения и тенденции в отечественном и мировом дошкольном
образовании
№
п/п
1
2
Название
раздела, темы
Формы занятий
Приёмы и
методы
Вводное
занятие
Беседа
Наглядный,
словесный
Научить
выполнению
комплекса ОРУ
с
Беседа, Игровые,
практические
занятия
Наглядный,
словесный,
игровой,
репродуктивный
12
Д идактически й
материал,
техническое
оснащение
Видеодиски с
фрагментами
спортивных
упражнений,
проектор, экран,
музыкальный
центр,
аудиодиски,
инструкции по
технике
безопасности.
Видеодиски
с
фрагментами
стретчинга,
проектор, экран;
Формы
подведения
ИТОГОВ
Текущий
контроль
(собеседование)
Текущий
контроль
(наблюдение,
игра,
3
4
5
6
использованием
стретчинга в
едином для
всей группы
темпе.
Выполнение
подвижных и
спортивных игр
Научить
выполнению
комплекса ОРУ
с
использованием
гимнастических
упражнений в
едином для
всей группы
темпе.
Научить
выполнению
комплекса ОРУ
с
использованием
ритмопластики
в едином для
всей группы
темпе.
Итоговое
занятие
Беседа, Игровые,
практические
занятия
Наглядный,
словесный,
игровой,
репродуктивный
Беседа, Игровые,
практические
занятия
Наглядный,
словесный,
игровой,
репродуктивный
Беседа, Игровые,
практические
занятия
Наглядный,
словесный,
игровой,
репродуктивный
музыкальный
центр, флешка.
упражнения)
Видеодиски
с
фрагментами
стретчинга,
проектор, экран,
музыкальный
центр, флешка.
Видеодиски
с
фрагментами
гимнастических
упражнений,
проектор, экран,
музыкальный
центр, флешка.
Текущий
контроль
(наблюдение,
игра,
упражнения)
Видеодиски
с
фрагментами
стретчинга,
проектор, экран,
музыкальный
центр, флешка.
Самостоятельная Репродуктивный, Музыкальный
творческий
центр,
работа
аудиодиски,
мячи фитбол.
Текущий
контроль
(наблюдение,
игра,
упражнения)
Текущий
контроль
(наблюдение,
игра,
упражнения)
Промежуточный
контроль
(диагностика
выполнения
упражнений)
3.4. Оценка эффективности занятий
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения
программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми во время
образовательной деятельности:
вводный - первые две недели обучения, где определяются стартовые возможности детей,
итоговый - в последние две недели, где выявляется уровень сформированности умений и
навыков.
Для контроля знаний детей и проверки результативности обучения предусмотрены
следующие мероприятия: проведение открытых компонентов непосредственно
образовательной деятельности для родителей, проведение развлечений.
Для оценки психомоторного развития дошкольников в практике используются следующие
диагностические методики Н О. Озерецкого и Н.П. Гуревич. Они просты в применении,
информативны по содержанию и статистически достоверны. Критерии оценки
выполнения: 3 балла - правильнее выполнение движений, навык сформирован и
автоматизирован, 2 балла - неправильное выполнение после третьего движения, есть
13
отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован. 1 балл - ребенок не
может выполнить задание уже на втором движении, 0 балл - отказ от выполнения
движения.
5- 6 лет
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1-2 раза в год).
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового
образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье,
- знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания
организма, соблюдения режима дня,
- имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека,
- имеет представление о правилах ухода за больным.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации):
-может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с
высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в
высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
-умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа,
-умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и
горизонтальную цель с расстояния 3—4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о
землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе
(расстояние 6 м). Владеет школой мяча.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
-умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и
темп,
-выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие,
-умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо, равняться, размыкаться в колонне,
шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
-ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км, ухаживает за лыжами,
-умеет кататься на самокате,
-умеет плавать (произвольно);
-участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх
эстафетах.
Формирование потребности совершенствовании:
-участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол,
хоккей,
-проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений,
-умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
-проявляет интерес к разным видам спорта
6- 7 лет
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год).
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и
функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном
питание, значение двигательной активности в жизни человека, пользе и видах
14
закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их
влияние на здоровье.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, ВЫНОСЛИВОСТИ и
координации):
- может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см),
- мягко приземляться,
- прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см),
- с разбега (180 см),
- в высоту с разбега (не менее 50 см)
- прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами,
- может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг),
- бросать предметы в цель из разных исходных положений,
- попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м,
- метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м,
- метать предметы в движущуюся цель,
- ходит на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на
горку, спускается с горки, тормозит при спуске,
- плавает произвольно на расстояние 15 м,
- проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию движений при
выполнении сложных упражнений.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
-выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков,
метания, лазанья,
-умеет перестраиваться: в 3^4 колонны, в 2-3 круга на ходу, шеренги после расчета на
первый-второй,
-соблюдать интервалы во время передвижения,
-выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в
заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции,
-следит за правильной осанкой.
Формирование потребности совершенствовании:
-участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей,
настольный теннис):
-умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные
игры,
-проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области
спорта;
-проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол,
теннис, хоккей, футбол).
Список литературы
Для педагога:
Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников
дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для
воспитателя детского сада. - М : Просвещение, 1981,-96 с., ил.
Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного
возраста: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос,
1999. - 176 с.: ил.
15
Грядкина Т.С.Образовательная область "Физическое развитие". Методический
комплект программы "Детство" (с 3 до 7 лет). Разработано в соответствии с ФГОС. - СПб
«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016, 144 с.
Пензулаева Л И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя
детского сада. - М.: Просвещение, 1988,-143с., ил.
Сивачева ЛН Физкультура - это радость! Спортивные игры с нестандартным
оборудованием. - СПб «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001
Мулаева, Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников.
Текст]: учебно-методическое пособие/ Н.Б. Мулаева- СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2010160с.
Пензулаева ЛИ Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей
группе. [Текст]/ Л.И Пензулаева-М.: МОЗ АЙКА-СИНТЕЗ, 2012.-128с.
Пензулаева ЛИ. Физическая культура в детском саду. Система работы в
подготовительной к школе группе. [Текст]/ Л.И.Пензулаева -М : МОЗАЙКАСИНТЕЗ,
2012.-112с.
Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. [Текст]/под ред.
Л И.Пензулаевой - М.: Мозаика-Синтез, 2010,- 64с
Формирование здорового образа жизни у дошкольников 5-7 лет. Шорыгина, Т А Беседа
о здоровье. Методическое пособие [Текст]/ под ред.ТА. Шорыгиной. - М : ТЦ Сфера,
2008,-65с.
«Детский сад: физические упражнения и подвижные игры» В.С. Кузнецова, ГА.
Колодницкого.
«Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет» ЕН Вареник.
«Гимнастика маленьких волшебников» Т. Нестерюк, А. Шкода.
«Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе
по физическому воспитанию дошкольников» Н А. Нищева.
Для обучающихся и родителей:
Иллюстративный материал.
Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр».
Интернет - ресурсы:
1. http://doshkolnik.ru/
2. http://www.neboleem.net/fitbol.php
3. https://azbvka.nj/deti/fitbol -gimпаstika
16
Приложение
Диагностика двигательного развития
ФИ.
ребенка
Сформированность основных движений
Психомоторное развитие
А
н
В
к
и
к
н
3
2
С
к
н
к
н
к
н
5
к
н
к
н
6
к
н
к
Примечание:
А- пробы на статическую координацию и статическую выносливость,
В - пробы на динамическую координацию и способность согласовывать отдельно взятые
изолированные движения в единый целый двигательный комплекс,
С - пробы на зрительно- моторную координацию и точность выполнения движений и умение
согласовывать двигательный акт с внешним пространством при ведущей роли зрения.
Под номерами таблице оценка основных движений в соответствии с реальным возрастом ребенка:
1 - ходьба, 2 - бег, 3 - прыжки, 4 - ползание, лазание, 5 - равновесие, 6 - катание, бросание, ловля,
метание.
Н - начало года, К - конец года.
По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются
наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно-моторной или тонко
дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение коррекционного
курса занятий.
17